Главная » 2013 Июль 9 » ЗАЧЕМ НАМ НОСТАЛЬГИЯ?
20:17 ЗАЧЕМ НАМ НОСТАЛЬГИЯ? | |
ЗАЧЕМ НАМ НОСТАЛЬГИЯ?Жизнь — это в лучшем случае три дня: вчера, сегодня и, если повезёт, завтра. Ностальгия помогает связать их в одно целое. ![]() В XIX веке швейцарский философ Рихард Авенариус заметил, что, начиная с момента рождения, человек постоянно попадает в незнакомую среду, и вся наша жизнь — это непрестанная работа по превращению нового в привычное, чужого — в освоенное, внешнего — в своё родное и т. п. Мы как будто находимся в поиске «родины» — того внутреннего покоя, который только она может нам дать, и постоянно то теряем его, то обретаем. И только теперь, через сто с лишним лет, некоторые психологи начали подбираться к аналогичным выводам (разумеется, не имея никакого понятия об Авенариусе). Термин «ностальгия» был изобретён швейцарским врачом Иоганном Хофером в 1688 году, который полагал, что именно тоске по родине солдаты обязаны различными физическими и психическими расстройствами. Поначалу она считалась болезнью («иммигрантским психозом», разновидностью компульсивных расстройств и др.), впоследствии и до сих пор — одним из симптомов депрессии. Психолог Константин Седикидес из Саутгемптонского университета (Великобритания) в 1999 году обратил внимание на то, что его порой охватывает ностальгия по родной Греции, по Университету Северной Каролины, старым друзьям, студенческим играм, аромату осени в Чапел-Хилле, но это никак не связано с желанием вернуться в те места. Более того, он не испытывал никакой душевной боли от этих воспоминаний, совсем наоборот — ностальгия наполняла его ощущением непрерывности, целостности жизни, как и обещал старик Авенариус. Только в отличие от философа, который пришёл к своим выводам умозрительным путём, работая над гносеологической теорией (эмпириокритицизмом), г-н Седикидес приступил к экспериментам и даже разработал анкету Southampton Nostalgia Scale, которая позволяет оценить степень вашей ностальгии, а также учредил журнал Nostalgia. Психолог выяснил много интересного. Оказывается ностальгия (понимаемая расширительно, не только как тоска по дому) — это не болезнь и не расстройство, а способ адаптироваться к одиночеству, скуке, тревоге. Она заставляет нас гостеприимнее относиться к незнакомцам и терпимее — к иноверцам. Если у супружеской пары есть общие воспоминания, у них сильнее чувство близости друг к другу, дарующее ни с чем не сравнимое счастье. В холода ностальгия согревает людей в буквальном смысле. Есть у ностальгии и тёмная сторона, однако горьковатый привкус безвозвратно утраченного тоже идёт нам на пользу — жизнь кажется наполненной смыслом, а смерть не такой пугающей. Говоря с тоской о прошлом, люди как будто насыщаются вдохновением жить и более оптимистично смотрят в будущее. Ностальгия знакома даже детям, которые скучают по праздникам и каникулам. Обнаружено также, что ностальгия надкультурна — она в равной мере встречается и в Европе, и в Африке, и в Южной Америке. Её предмет универсален — воспоминания о друзьях и родственниках, праздниках и песнях, закатах и озёрах. Как правило, человек вспоминает себя в качестве главного героя того или иного события, окружённого родными и близкими. Большинство испытывает ностальгию по крайней мере раз в неделю, а почти половина — три или четыре раза. Приступы бывают спровоцированы каким-то неприятным эпизодом или ощущением одиночества, но это не просто воспоминания, а способ почувствовать себя лучше, погасить неприятное ощущение. Эксперименты, например, были такими: добровольцам портили настроение рассказами о стихийных бедствиях и психологическими тестами, которые якобы показывали, что человек исключительно одинок в этом сером мире. Как только люди начинали грустить и беспокоиться о том, что с ними что-то не так, у них учащались приступы ностальгии, и благодаря им они чувствовали себя менее подавленными и одинокими. Самый простой способ вызвать ностальгию — это музыка. Эд Вингерхутс из Тилбургского университета (Нидерланды) обнаружил, что от песен, вызывающих определённые чувства, становится теплее не только на душе, но и физически. А Синьюэ Чжоу из Университета Сунь Ятсена (КНР) и её коллеги выяснили, что ностальгия приходит особенно часто в холодные дни и что в прохладных комнатах (при 20 °C) люди ностальгируют чаще, чем в тёплых. Возможно, ностальгия имела важное эволюционное значение задолго до Одиссея — первого примера ностальгии в мировом искусстве. Память оказывается важным средством поддержания не только психологического, но и физиологического комфорта. Наверное, древний человек, способный ностальгировать, мог искать пищу и кров дольше, чем его выбившиеся из сил собратья, размышляет коллега и единомышленник г-на Седикидеса Тим Уайлдшат, не подозревая, что почти буквально пересказывает теорию Авенариуса о «жизни вопреки рождению». Раньше на ностальгию смотрели совсем иначе. Например, в 1970–80-х гг. исследователи полагали, что ностальгия — признак нарушения целостности человеческого «я». Ощущение потерянности во времени и пространстве связывалось с различными физическими и психологическими проблемами. Современные исследования, как видим, говорят совсем иначе. Клей Рутледж из Университета штата Северная Дакота и другие психологи провели сериюэкспериментов с англичанами, голландцами и американцами, в которых людям ставили хиты прошлых лет и давали читать тексты любимых песен. Добровольцы признавались, что их охватывали восторг и желание жить. Участникам другой группы предлагали ознакомиться со статьёй вымышленного философа, в которой рассказывалось о тщете всего сущего, ибо наша жизнь ничтожна, жалка и бессмысленна. Дабы не скатиться в Сартрову тошноту, эти люди принимались ностальгировать. Более того, те волонтёры, у которых провоцировали ностальгию перед чтением этого мрачного эссе, не обращали на него большого внимания. Видимо, короткой прогулки по закоулкам памяти бывает достаточно, чтобы жизнь показалась целесообразной, — по крайней мере английским студентам. (Что в этом случае сталось бы с угрюмыми французскими интеллектуалами, пока неизвестно.) «Заветные переживания уверяют нас, что люди нас ценят, что жизнь осмысленна», — подчёркивает г-н Рутледж. Эрика Хеппер из Суррейского университета (Великобритания) и её коллеги обнаружили, что ностальгия меняется с возрастом. К молодым взрослым она приходит сравнительно часто, затем пропадает и возвращается вновь ближе к старости. «Ностальгия помогает нам справиться с переменами, — считает психолог. — Молодые люди покидают отчий дом, устраиваются на первую работу, и воспоминания о домашнем Рождестве и школьных друзьях поддерживают их на плаву». Г-н Седикидес, которому сейчас 54, признаётся, что изучение ностальгии побудило его внимательнее смотреть вокруг, чтобы впоследствии было что вспомнить со сладостной и благодарной тоской. Он советует: если вам уже много лет и нет смысла искать в воспоминаниях о далёком прошлом мотивацию к дальнейшей жизни, ностальгируйте ради того, чтобы понять — что же это было то, что мы называли жизнью. Наконец, только в наши дни простой человек смог отвоевать право грустить и ностальгировать, когда ему захочется, без опасений, что тебя с криками «меланхолия!» накормят пилюлями. Фильм «Вам и не снилось» был снят (нет, вы подумайте!) чуть больше тридцати лет назад, и в нём борьба 16-летних школьников за право любить и тосковать показана как нельзя более остро (напомним, повесть, по которой снята картина, и вовсе заканчивается трагически). Одна из представительниц старшего поколения в этой ленте рубит: «Война, голод — вот трагедия!» Разве можно на этом фоне видеть трагедию в разлуке двух любящих сердец? Можно, господа, можно. И в этом нет никакой патологии.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |